Готовится проект изменений в закон «О средствах массовой информации»

09 июля 2013
Готовится проект изменений в закон «О средствах массовой информации»

Депутаты Госдумы предлагают создать условия для объединения СМИ в саморегулируемые организации...

Депутаты Госдумы предлагают создать условия для объединения СМИ в саморегулируемые организации (СРО). Эти СРО должны разработать необходимые стандарты журналистики, этический кодекс и правила редакционной политики. Однако такие объединения получаются принудительными. Например, существовать смогут лишь те СМИ, которые состоят в какой-либо СРО. Если редакция из нее исключается, она закрывается, а для ее учредителя вводится трехлетний запрет на создание новой. А еще в стране должно появиться всего одно – альтернативы запрещены – национальное объединение СРО СМИ, которое и станет руководить всеми своими членами, то есть всеми российскими массмедиа.

Подробности:

Проект Федерального закона О внесении  изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения института саморегулирования

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении  изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения института саморегулирования»

Целью разработки проекта федерального закона «О внесении  изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения института саморегулирования» является создание предпосылок для формирования эффективного нормативного регулирования деятельности редакций средств массовой информации, введение института саморегулирования редакций средств массовой информации, как обязательного условия выхода на рынок редакций средств массовой информации, являющихся юридическими лицами, а также последовательной гармонизации российского законодательства с международным законодательством и практикой.
Разработанный проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с регистрацией средства массовой информации и прекращением его деятельности, уточнения статуса редакции средства массовой информации, регулирование отношений, связанных с получением статуса саморегулируемой организации саморегулируемой организации, а также лишения такого статуса.
Исходя из положений законопроекта редакции средств массовой информации имеют возможность создавать два вида саморегулируемых организаций средств массовой информации:

  • саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (федеральные СРО СМИ);
  • саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования (региональные СРО СМИ).

При этом, если для федеральных СРО СМИ норматив минимального количества членов определен в 1500 членов – редакций СМИ, то для региональных СРО СМИ устанавливаются пониженные требования к минимальному количеству – не менее 300 членов – редакций СМИ.
Законопроект допускает возможность создавать специализированные СРО СМИ, такая возможность заложена в положениях законопроекта, которые касаются реализации СРО СМИ своей функции по стандартизации деятельности редакций СМИ. Так законопроект предусматривает, что СРО СМИ обязана разработать и утвердить стандарты, которые в том числе регламентируют определение предмета деятельности средства массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Следует также учитывать что стандартами СРО СМИ также устанавливают общие требования к деятельности редакции средства массовой информации и редакционной политике, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. В законопроекте описываются полномочия саморегулируемых организаций и их национального объединения по разработке таких стандартов.
В законопроекте особое внимание уделяется вопросу регулирования института компенсационного фонда СРО СМИ. В частности, содержатся положения о том, что основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации является установленный органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации:

  • факт вреда, морального вреда, причиненного лицу в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство лица либо причинивших ему иной неимущественный вред,
  • факт распространения сведений нанесших урон деловой или иной репутации лица;
  • факт распространение сведений, которые могут ввести в заблуждение неограниченный круг лиц;
  • иные факты нарушения кодекса этики саморегулируемой организации.

При этом следует учитывать, что одной из функций национального объединения СРО СМИ является принятие общероссийского кодекса этики средств массовой информации.

Вводится регулирование порядка формирования и деятельности национального объединения СРО СМИ, в полномочия которого в том числе входит:

  • разработка федеральных стандартов деятельности редакции средства массовой информации и общероссийского кодекса этики средств массовой информации;
  • выработка предложений по вопросам государственной политики в области массовой информации;
  • представление интересов саморегулируемых организаций средств массовой информации в органах государственной власти;
  • обжалование в судебном порядке актов и (или) действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы одной саморегулируемой организации или нескольких таких саморегулируемых организаций;
  • разработка предложений о совершенствовании правового регулирования и экономического регулирования средств массовой информации;
  • осуществление экспертизы проектов федеральных законов о средствах массой информации;
  • рассмотрение жалоб и обращений саморегулируемых организаций, иных юридических лиц и граждан на деятельность членов саморегулируемых организаций;
  • и иные функции.

В самом национальном объединении СРО СМИ для осуществления его основных функций образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления национального объединения (совет), в состав которого включается не более чем один представитель от каждой саморегулируемой организации, являющейся членом национального объединения. В таком органе управления предусмотрена квота в не менее чем 25 процентов для независимых, по этой квоте в состав совета национального объединения СРО СМИ могут входить представители Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, общественных организаций, научной общественности и иные независимые члены.