Отчет на коллегии Комитета за 2017 год
Выступление и. о. заместителя председателя Комитета В.Л.Хейфец на заседании коллегии органов исполнительной власти Ленинградской области, подведомственных вице-губернатору Ленинградской области по внутренней политике С.Н.Перминову с отчетом о работе Комитета в 2017 году и планах на 2018 год:
Главной целью и смыслом своей деятельности Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области видит развитие гражданского общества, что подразумевает наличие двух сильных институтов: средств массовой информации и общественных организаций.
Также гражданское общество немыслимо без разнообразных двусторонних каналов связи между ним и властными органами.
Развитие института сильных и независимых СМИ, института некоммерческих общественных организаций и обеспечение каналов, по которым осуществляется связь между властью и обществом – таковы, говоря обобщенно, главные функции Комитета по печати и связям с общественностью.
Для реализации этих функций в 2017 году у нас был весомый инструмент – бюджетные ассигнования. Я кратко изложу, как он был использован.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Комитету в 2017 году было выделено из бюджета 367 миллионов 726 тысяч рублей. Исполнение бюджета составило 94,9 процента (348 миллионов 865 тысяч рублей), в том числе 309 млн в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» и подпрограмм: «Общество и власть» и «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций».
В 2018 году мы надеемся повысить эти показатели.
ПОДДЕРЖКА СМИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Поддержку средств массовой информации региона, прежде всего районных, как важнейших институтов гражданского общества условно можно разделить на два больших блока:
1. Прямая поддержка СМИ субсидиями.
2. Развитие медиасферы региона: меры по поддержке самой системы СМИ Ленинградской области и сохранению авторитета профессии журналиста в современных условиях.
Начнем с прямой поддержки.
В 2017 году Комитет предоставил субсидии в размере 191 млн рублей 57 организациям – редакциям СМИ Ленинградской области (в 2016 — 54).
- 32 газеты, выходящие в 17 районах области и 1 городском округе;
- 9 радиоканалов, вещающих в 7 районах области
- 16 телеканалов, вещающих в 10 районах Ленинградской области,
- 1 общеобластной телеканал (ЛОТ).
Были заключены договоры, предусматривающие регулярное размещение информационных материалов по социально значимым темам Ленинградской области.
Таким образом, мы не только поддержали СМИ материально, но и, параллельно решали другую задачу развития гражданского общества – довели до жителей важную социальную информацию, вовлекли их в дискуссию о будущем региона, вместе с жителями формировали политическую, социальную и экономическую повестку дня.
Итогом этой работы стал выход за год 13166 материалов.
При этом, по нашему мнению, существующая система финансовой поддержки СМИ не является достаточно эффективной. Поэтому принято решение предложить редакциям альтернативную форму финансовой поддержки – гранты в форме субсидий на реализацию медиапроектов.
Мы не сомневаемся, что за данной формой поддержки – будущее, тем более что для федерального центра и ряда регионов это уже настоящее.
2018 год станет переходным, финансовая поддержка СМИ будет осуществляться как по старой схеме, так и по новой. Подача документов на субсидии завершается, мы сразу же объявим сбор документов на гранты.
Одной из важных причин перехода к грантам стало проведенное комитетом в 2017 году исследование степени узнаваемости СМИ и уровня доверия к ним со стороны жителей Ленинградской области показали, что аудитория традиционных печатных СМИ, теле- и радиокомпаний в 2017 году сократилась, а аудитория интернет-сообществ выросла и сегодня практически равна аудитории телевидения.
Мы не можем оставаться пассивными наблюдателями заката традиционных СМИ и должны дать им в руки инструменты для модернизации, для расширения их присутствия в сети интернет.
в частности, в 2017 году комитет продолжил работу по созданным годом ранее для СМИ современным новостным интернет-сайтам. Приоритетным направлением выбрано повышение посещаемости и популярности сайтов, создание и развитие групп в социальной сети ВКонтакте. Лучшими в реализации проекта стали: газета «Маяк», «Гатчинская правда», «Про Отрадное», «Всеволожские вести», «Новый путь», «Тосненский вестник».
Получил развитие и радиопроект «Ленинградская волна», если в 2016 году он работал в эфире проводных и эфирных радиостанций области, то в 2017 - в эфире радиостанции «Радио России – Санкт-Петербург» в FM-диапазоне.
Теперь о втором аспекте работы со СМИ – о поддержке медиасообщества.
Медиасфера Ленинградской области переживает системный кризис, характеризующийся значительной стратификацией и угрозой стагнации отрасли. Комитет же проводит серьезную работу по сохранению авторитета профессии журналиста в современных условиях, стараясь дать каждому заинтересованному СМИ самые современные знания, ведя постоянное обучение кадров, прежде всего молодых. Наши просветительские мероприятия призваны не только обучить, но и сплотить журналистов.
В рамках этой работы в традиционные форматы работы (фестивали, форумы, семинары) были внедрены новые.
В общей сложности реализовано 26 медиапроектов (фестиваль и форум СМИ Ленинградской области, творческий конкурс на соискание премий Правительства Ленинградской области в сфере журналистики, а также обеспечено участие областной делегации в мероприятиях XV Форума СМИ Северо-Запада).
В частности, реализован беспрецедентный для региона образовательный проект – серия экспертных выездных семинаров во всех районах Ленинградской области с подведением промежуточных итогов по «кустам» и окончательных — для всего сообщества. Известные российские журналисты с опытом работы в федеральных и региональных СМИ изучили работу областных СМИ, сформулировали оперативные рекомендации и Концепцию развития массмедиа сообщества Ленинградской области. Этот документ ляжет в основу работы Комитета с областными средствами массовой информации в 2018 году.
Созданы специализированные интернет-ресурсы – сайт премии Правительства Ленинградской области в сфере журналистики и сайт для конкурсных отборов по грантами СМИ и НКО. Теперь подача документов по всем конкурсам будет осуществляться через интернет.
Книгоиздание.
Поддержка книгоиздания традиционно являлась одной из функций Комитета. Здесь мы сумели уйти от хаотичного финансирования случайных проектов и направить весь процесс – от отбора книг до их выпуска – в общее русло наших задач по развитию гражданского общества.
Мы не просто финансируем те или иные социально значимые проекты. Мы ведем их гласный отбор, с привлечением самого широкого круга экспертов. И каждое из профинансированных нами изданий делаем общедоступным – за счет одновременного выпуска на бумаге и в электронном виде.
В 2017 году Экспертный совет, в состав которого входят высокопрофессиональные специалисты издательского дела, одобрил реализацию 9 проектов (2016 год – 4 проекта) – историко-патриотической и краеведческой тематики. В 2018 году отбор проектов состоится 20 февраля.
Все книжные проекты представлены в свободном доступе в учреждениях Ленинградской области, в том числе в библиотеках и школах и на сайте «Электронная библиотека Ленинградской области».
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО: ВЛАСТЬ ПЕРЕДАЕТ ОБЩЕСТВУ СРЕДСТВА И ПОЛНОМОЧИЯ
Гражданское общество немыслимо без сильных социально-ориентированных некоммерческих организаций - их финансовая и методическая поддержка является еще одной важнейшей функцией Комитета.
Мы реализуем её в рамках общей государственной стратегии на развитие социально-ориентированных НКО, привлечение их в качестве исполнителей при оказании населению различных социальных услуг.
В частности, это предоставление на конкурсной основе субсидий на реализацию социальных проектов и программ, а также предоставление муниципальным районам трансфертов на поддержку деятельности ветеранских организаций. Размер бюджетного финансирования на эти цели составил 52,5 млн рублей, что на 2,6% больше уровня прошлого года.
Средства субсидий в виде грантов распределяются на открытой, конкурсной основе.
В 2017 году Комитетом было проведено 4 конкурсных отбора СО НКО, в которых приняло участие 111 СО НКО и поддержано 34 социальных проекта, направленных на решение различных жизненных проблем областных граждан. Получателями услуг СО НКО стали около 30 тыс. жителей региона.
Параллельно Комитет оказывает финансовую поддержку ветеранским организациям. в рамках бюджета в 19, 8 млн рублей поддержаны деятельность областной организации ветеранов и 32 районных ветеранских организаций. Охват аудитории составил более 12 тыс. жителей региона.
При поддержке Комитета СО НКО Ленинградской области активно участвуют в федеральных конкурсах проектов. В 2017 году 19 региональных СОНКО стали победителями в конкурсе Президентских грантов и получили около 40 млн рублей на проекты, которые будут реализованы на территории области.
Основные задачи на 2018 год в сфере развития СО НКО. Нам нужно упростить процедуру подачи заявок на участие в конкурсах СО НКО за счёт нового сайта , что позволит:
- расширить число участников конкурсов и число проектов, направленных на оказание конкретных адресных социальных услуг населению;
- продолжить развитие ресурсных центров по оказанию СО НКО информационных, методических и образовательных услуг;
- расширить работу с органами местного самоуправления по развитию муниципальных программ поддержки СО НКО;
- организовать повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам поддержки СО НКО, путем дистанционного обучения.
ИНТЕРНЕТ, ОПРОСЫ, МОНИТОРИНГ И ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
Как Комитет создаёт и поддерживает каналы связи для взаимодействия между властью и гражданским обществом. Гражданское общество и власть нуждаются в разнообразных каналах двусторонней связи между ними. Задача Комитета – поддерживать имеющиеся каналы и создавать новые.
Интернет
Важная часть работы Комитета – постоянное развитие и поддержка официального интернет-портала Администрации Ленинградской области (презентация портала), объединяющего сайты исполнительных органов государственной власти региона. В 2017 году Комитет начал и в 2018 году завершит масштабный процесс модернизации официального портала — в результате интернет-представительство региона станет гораздо более эффективным и удобным как для внешних, так и для внутренних пользователей.
Комитет разработал новый модуль портала, позволяющий автоматизировать работу с массивами открытых данных, что ранее вызывало значительные сложности у ряда ИОГВ.
В год 90-летия Ленинградской области Комитет создал и поддерживал специальный сайт с информацией обо всех мероприятиях на территории региона, приуроченных к празднованию юбилея (эмблема 90-летия).
Комитетом на регулярной основе проводится мониторинг сайтов органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области
АНАЛИТИКА И МОНИТОРИНГ
Властным органам для политического планирования необходимо получать объективную и достоверную информацию об общественных настроениях, о том, какие проблемы заботят жителей, какова сегодня реальная повестка дня.
Для этого Комитет организует проведение социологических опросов и проводит аналитический мониторинг публикаций СМИ и Интернет-ресурсов.
В 2017 году были успешно реализованы опросы:
- по изучению повседневных практик жителей региона (получение медицинских услуг, занятия спортом, проведение досуга, практика покупок и так далее), удовлетворенности жизнью и представлений о путях развития области;
- по изучению отношения жителей области к проблеме коррупции, выявлению обеспокоенности проявлениями терроризма, экстремизма, наркомании, а также удовлетворенности состоянием различных сфер жизни в 47-м регионе;
- по исследованию востребованности различных типов и конкретных средств массовой информации Ленинградской области, а также уровня проникновения интернета в повседневную жизнь жителей региона и отношения к нему как источнику информации.
Комитет системны проводит несколько видов мониторингов средств массовой информации и сообществ в социальных сетях.
Результатом такой работы в 2017 году стала подготовка более 700 справок.
Комитет продолжит регулярный мониторинг отношения жителей региона к деятельности региональной и местной власти — в форме нескольких повторяющихся опросов в течение всего 2018 года. Это позволит получить «цифры в динамике» и использовать их при принятии управленческих решений. Также будет проведено исследование предпочтений жителей в сфере СМИ и ряд других, обязательных к проведению, опросов.
В сфере антитеррористической, антинаркотической деятельности перед Комитетом стоит масштабная задача по анализу выполнения в Ленинградской области российского Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, а также выработке предложений в редакцию этого документа на следующий плановый период.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ГОСПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
Понимая особое значение социальной рекламы, как коммуникационного канала, Комитет в 2017 году существенно расширил своё присутствие в рекламном поле региона, и как один из участников – размещая социальную рекламу, и как государственный орган – осуществляя государственную политику Ленинградской области в сферах рекламы и социальной рекламы.
В 2017 году Комитет организовал создание социальной рекламы по 30 тематическим направлениям, в том числе:
- 90-летие Ленинградской области;
- Год экологии;
- призыв граждан к участию в охране общественного порядка;
- профилактика дорожно-транспортных происшествий;
- пропаганда здорового образа жизни населения;
- День памяти и скорби;
- День знаний;
- Новый год 2018.
Для распространения социальной рекламы по 7 направлениям было задействовано 1750 сторон рекламных конструкций.
Использованы новые методы распространения соцрекламы - баннеры на стартовой странице при входе в вайфай в МФЦ региона, размещение стикеров в электричках, видеоролики в эфире 15 районных телекомпаний Ленинградской области и в эфире областного телеканала.
Вместе с тем, Комитет использовал и традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя способы распространения соцрекламы — полиграфическая продукция, реклама в салонах автобусов, в сети Интернет и в областных СМИ.
В конце 2017 года Комитет стал победителем IV всероссийского конкурса социальной рекламы среди органов государственной власти «Импульс» в номинации «Лучший плакат».
Комитет провёл первый этап сбора атрибутивных данных рекламных конструкций и непосредственно сам мониторинг рекламных конструкций, на территории Ленинградской области с последующей интеграцией в состав «Фонда пространственных данных Ленинградской области»;
Это позволит обеспечить снижение административных барьеров, бороться с коррупцией, повысить информационную открытость, предоставить достоверную и полную информации о рекламных конструкциях ЛО гражданам, юридическим лицам, ОИВ и ОМСУ.
Своими главными задачами в этой сфере на 2018 год Комитет видит:
1. Урегулирование отношений среди участников рынка наружной рекламы в целях реализации отдельных положений Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Ликвидацию теневого рынка, создание единых правил для рекламораспространителей и рекламодателей, а также упорядочение размещенных рекламных и информационных конструкций на территории муниципальных образований Ленинградской области.
Для этого необходимо:
- принять единые правила размещения рекламных и информационных конструкций на территории ЛО, включая архитектурно-художественный регламент размещения объектов наружной рекламы и информации на территории региона;
- выработать рекомендации по тарифным ставкам и процедуре проведения торгов на установку рекламных конструкций на территории ЛО;
- продолжить актуализацию атрибутивных данных об объектах рекламы, а также мониторинг рекламных конструкций на территории Ленинградской области, до уровня геодезической точности.
В части изготовления и распространения социальной рекламы приоритетными задачами в 2018 году станут:
- использование зарекомендовавших себя каналов распространения социальной рекламы и поиск новых, с целью доведения информации до всех категорий граждан;
- разработка единой концепции социальной рекламы, что позволит создавать дизайн-макеты на социально значимые темы в едином стиле.
В 2018 году планируется уделить наибольшее внимание таким социально значимым темам, как борьба с терроризмом и экстремизмом, семейная политика, социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области (инвалиды), основы государственной молодежной политики.
ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ КАК КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Еще одну свою функцию - подготовку и редактирование текстов обращений, приветствий, телеграмм, поздравительных адресов, соболезнований от имени губернатора Ленинградской области, членов Правительства Ленинградской области – Комитет рассматривает и как важный инструмент прямой связи губернатора с жителями, и как инструмент формирования положительного имиджа региона на федеральном уровне.
В 2017 году Комитет расширил адресную базу, включив в нее людей, пользующихся авторитетом на местах – врачи, учителя, работники культуры, ветераны. Сейчас в базе более 1700 человек, в плане-графике памятных дат и иных знаменательных событий больше 3000 событий – дней рождений, юбилеев организаций, памятных дат, профессиональных праздников.
Общий объем подготовки разнообразных обращений (телеграмм, поздравительных адресов, открыток, электронных открыток, обращений на официальном сайте) от имени губернатора Ленинградской области превысил 13 тысяч, что почти в полтора раза больше итогов 2016 года.
Задачей на 2018 год видится дальнейшая трансформация редакционно-издательского сектора Комитета в инструмент прямой связи губернатора с жителями (с учетом падения тиражей печатных СМИ), в инструмент для поощрения лучших рядовых работников и доведения до жителей важной социально-политической информации.
Инструменты для решения этой задачи:
1. Кратное расширение базы поздравляемых жителей Ленинградской области – лидеров общественного мнения, за счет включения в нее руководителей и лучших работников всех учреждений образования, здравоохранения, культуры из муниципальных районов.
2. Организация системной рассылки поздравлений, приветствий, иных обращений губернатора напрямую, по электронной почте в адреса всех учреждений социальной сферы в муниципальных районах, и договоренность о последующей их распечатке и вывешивании на информационных стендах (в дополнение к имеющейся рассылке поздравлений по СМИ ЛО). Разработка нового, более прогрессивного оригинал-макета таких обращений. В перспективе – превращение данной рассылки – в своего рода «информационный листок Губернатора», его канал для прямого диалога с людьми.
Методическая помощь ОИВ в выпуске печатной продукции
Комитет также предлагает привести в систему выпуск периодических и непериодических печатных изданий органами исполнительной власти, а именно:
- введение в практику согласование ОИВ с Комитетом всей, выпускаемой ОИВ печатной продукцией;
- контроль за качеством такой продукции: вычитка, предложения по правкам в контент и верстку;
- методическая помощь ОИВ в оптимизации выпуска печатной продукции, взаимодействия их с полиграфическими и рекламными организациями.
ИТОГ
Работа всех органов исполнительной власти Ленинградской области сегодня ориентирована на конкретный результат.
Для Комитета по печати и связям с общественностью этот результат измеряется не только и не столько объемами распределённых между получателями бюджетных ассигнований, количеством опубликованных материалов, проведенных обучающих мероприятий, числом плакатов и роликов социальной рекламы.
Результат нашей работы – это уровень развития гражданского общества и качество его взаимодействия с властью.
На сегодня в Ленинградской области существует активное, устремлённое в будущее гражданское общество. Его институты развиваются и постоянно обновляется. Власть сегодня готова слышать людей, а люди имеют возможность через СМИ, через общественные организации и даже напрямую довести до власти все свои чаяния и проблемы.
Это мы считаем главным результатом своей работы. И, конечно, не останавливаемся на достигнутом. Наша задача на 2018 год – используя новые инструменты и не забывая старых – продолжить работу по поддержке институтов гражданского общества, помогать власти и гражданам слышать и понимать друг друга.