Гражданское общество

Социально ориентированные некоммерческие организации создаются в целях реализации общественных интересов и являются важной составляющей гражданского общества. Деятельность СО НКО направлена на создание условий для развития человеческого капитала, расширение благотворительной деятельности и добровольчества, способствует решению актуальных задач социально-экономического развития, среди которых можно особенно отметить представление общественных интересов, повышение качества жизни отдельных категорий граждан, повышение качества и объема услуг социальной сферы.

По сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по состоянию на 01.01.2018 в Ленинградской области зарегистрировано 2153 некоммерческих организаций. Не менее 20 % из общего числа зарегистрированных организаций можно отнести к социально ориентированным. Опрос руководителей СО НКО, ежегодно проводимый по заказу Комитета показал, что ежегодно услугами СО НКО пользуется свыше 300 тыс. жителей Ленинградской области, что составляет примерно 18% населения Ленинградской области.

Принимая во внимание социальную значимость и вклад СО НКО в развитие социальной сферы, органы государственной власти и местного самоуправления оказывают поддержку деятельности СО НКО в формах, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, обеспечивают условия для устойчивого функционирования отдельных направлений деятельности СО НКО и развития сектора в целом.

Одним из основных условий развития некоммерческого сектора является наличие стабильных источников финансирования деятельности некоммерческих организаций.
Ленинградская область обеспечивает ежегодный прирост объемов финансовой поддержки проектов СО НКО в форме субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе за счет средств областного бюджета, не менее чем на 1,4%. Конкурсный механизм предоставления бюджетного финансирования позволяет привлечь СО НКО к решению актуальных задач социально-экономического развития региона, содействует развитию проектной культуры СО НКО и внедрению инновационных методик работы некоммерческих организаций.

В задачи органов государственной власти по обеспечению открытости конкурсных процедур входит оптимизация требований к соискателям бюджетных средств, упрощение процедуры подачи заявок на финансирование социально значимых проектов, обеспечение равного доступа организаций к бюджетным средствам и контроль за эффективностью их расходования.

Ежегодно получателями средств областного бюджета становятся около 50 СО НКО. В целях обеспечения устойчивости развития некоммерческого сектора Ленинградской области в среднесрочной перспективе необходимо сохранение и наращивание объемов финансирования проектной деятельности СО НКО и обеспечение прироста количества СО НКО - получателей субсидий.

Значительный вклад в обеспечение финансовой устойчивости СО НКО вносят органы местного самоуправления. Муниципальные районы и городской округ Ленинградской области ежегодно предоставляют СО НКО субсидии из средств местных бюджетов в объеме более 15 млн. рублей, в том числе обеспечивают деятельность более 30 организаций, осуществляющих социальную поддержку и защиту ветеранов, за счет ежегодных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из средств областного бюджета. Методическое и информационное сопровождение муниципальных служащих, а также внедрение механизмов стимулирования администраций муниципальных образований к разработке и реализации муниципальных программ поддержки СО НКО создает условия для развития общественной активности на территории городских и сельских поселений, реализации местных инициатив и консолидации местного сообщества.

Актуальной задачей обеспечения устойчивости функционирования СО НКО является содействие развитию кадрового потенциала СО НКО, в том числе оказанию поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО. Укрепление и развитие кадрового потенциала осуществляется через организацию учебных и образовательных курсов, стажировок, мероприятий по обмену опытом, созданию условий для тиражирования успешных методик работы СО НКО и развития межрегионального сотрудничества. Ежегодно за счет средств областного бюджета Ленинградской области проходит не менее 20 обучающих мероприятий, в которых принимают участие более 300 представителей некоммерческого сектора. Для целей развития кадрового потенциала СО НКО в среднесрочной перспективе требуется наращивание количества и объема финансирования обучающих мероприятий.

Значительный вклад в развитие профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев СО НКО, повышение проектной культуры и эффективности работы СО НКО вносят ресурсные центры поддержки деятельности СО НКО и организации, выполняющие функции ресурсных центров. В среднесрочной перспективе актуальной задачей развития инфраструктуры поддержки деятельности СО НКО в Ленинградской области является создание условий для продолжения работы действующих и стимулирование открытия новых ресурсных центров.

Существенным фактором развития некоммерческого сектора является совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по предоставлению информационной, имущественной поддержки СО НКО; предоставлению налоговых льгот СО НКО и предприятиям, осуществляющим финансирование деятельности СО НКО; предоставление гарантий по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на финансирование социальной сферы; а также обеспечению приоритетной поддержки организаций, оказывающих общественно полезные услуги.
Важным фактором устойчивого функционирования СО НКО является увеличение числа добровольцев, привлекаемых к реализации социальных проектов и программ, а также обеспечение постоянной занятости штатных сотрудников СО НКО. По данным исследований, проведенных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), работа в СО НКО является основной профессиональной деятельностью для 1,5% жителей Ленинградской области. При этом средняя штатная численность сотрудников негосударственных СО НКО составляет 3 человека. Для реализации социальных проектов и программ каждая СО НКО ежегодно привлекает в среднем от 20 до 40 добровольцев. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность способствует повышению уровня гражданской активности жителей Ленинградской области, творческой и профессиональной самореализации взрослого населения и профессиональной ориентации молодежи. В среднесрочной перспективе актуальными задачами развития некоммерческого сектора являются обеспечение стабильного прироста штатной численности СО НКО и создание условий для развития добровольческой деятельности граждан.

Принятие решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования некоммерческого сектора, невозможно без учета мнения представителей СО НКО и анализа тенденций его развития.

Эффективными механизмами обеспечения межсекторного взаимодействия при подготовке и принятии властных решений являются включение представителей СО НКО в состав коллегиальных совещательных органов (общественных советов), создаваемых при органах государственной власти и местного самоуправления, а также организация тематических дискуссий на площадке Общественной палаты Ленинградской области и в рамках областных социальных форумов.

В целях изучения мнения руководителей СО НКО о состоянии некоммерческого сектора, тенденциях и прогнозах его развития ежегодно проводится мониторинг эффективности мер государственной и муниципальной поддержки СО НКО.

Расширение практики участия представителей СО НКО в работе коллегиальных совещательных органов и сохранение объема исследовательских процедур позволит формулировать задачи реформирования некоммерческого сектора с учетом тенденций его развития и содействовать укреплению взаимного доверия между общественными институтами и органами государственной власти и местного самоуправления.

 

2016

Одним из индикаторов устойчивого общественного развития региона является количество созданных социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО) и степень их участия в решении актуальных социальных проблем.

По состоянию на 01.09.2016 количество зарегистрированных в Ленинградской области некоммерческих организаций составило 2736  организаций, что выше показателя 2015 года на 8%. Увеличение количества некоммерческих организаций – результат последовательных мероприятий, осуществленных в Ленинградской области за последний год.

Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области  осуществляя функции уполномоченного органа государственной власти Ленинградской области по развитию СО НКО, является ответственным исполнителем подпрограммы «Государственная поддержка СО НКО Ленинградской области» (далее – программа поддержки СО НКО) государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 399.

Реализация мероприятиями Программы поддержки СО НКО позволяет за счет областного бюджета осуществлять информационную и консультационную поддержку деятельности СО НКО, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров СО НКО, предоставление имущественной поддержки.

Существенным ресурсом для развития СО НКО и поддержки их деятельности является предоставление на конкурсной основе субсидий из бюджета Ленинградской области на реализацию социальных проектов и программ СО НКО, а также предоставление муниципальным районам и городскому округу Ленинградской области межбюджетных трансфертов на поддержку деятельности в муниципальных образованиях Ленинградской области ветеранских организаций.

Объем финансирования СО НКО через предоставления субсидий и межбюджетных трансфертов, предоставленных Комитетом за последний год вырос на 62,5 %. В 2015 году Комитетом было предоставлено субсидий за счет средств областного бюджета в объеме 16  млн руб., а в 2016 году – 26 млн руб.

В 2016 году Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко была поддержана инициатива Комитета по увеличению объема финансирования конкурса по предоставлению СО НКО грантов Губернатора Ленинградской области в форме субсидий из бюджета Ленинградской области в два раза до 20 млн руб. Такое предложение Комитета обусловлено задачами по поддержке СО НКО, поставленным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года, а также тем, что в 2016 году прекращено выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО.

Дополнительное финансирование, выделяемое на деятельность СО НКО из областного бюджета, позволит реализовывать в 2016 году около 30 социально значимых проектов, направленных на социальное развитие Ленинградской области. По данным анализа проектов, которые будут реализованы в 2016 году, получателями услуг станут более 10 тыс. жителей Ленинградской области.

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.