Отчет на коллегии Комитета за 2018 год

Выступление и. о. председателя Комитета Д.Б.Фоменко на заседании коллегии органов исполнительной власти Ленинградской области, подведомственных вице-губернатору Ленинградской области по внутренней политике С.Н.Перминову с отчетом о работе Комитета в 2018 году и планах на 2019 год:

В 2018 году Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области продолжил осуществлять свои тесно связанные между собой функции – а именно:
– способствовать развитию института сильных и независимых СМИ
– способствовать развитию института некоммерческих общественных организаций
– обеспечивать каналы, по которым осуществляется связь между властью и обществом.

Для реализации этих функций в 2018 году, как и в предыдущие годы, Комитет располагал весомыми бюджетными ассигнованиями. Несколько слов о том, как эти ассигнования были нами использованы.   

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Общий объем ассигнований Комитету составил в 2018 году 385 млн 207 тыс. 650 руб. Израсходовано было 368 млн 557 тыс. 705,56 руб., что составляет 95,67 % от утвержденных назначений 2018 года. Из них на реализацию госпрограмм Ленинградской области Комитету в 2018 году были предусмотрены ассигнования в сумме 344 млн 606 тыс.  030  руб., из них исполнено 329 млн. 659 тыс. 893 руб. (95,66 %).

Общий объем ассигнований, предусмотренных на развитие СМИ, некоммерческих организаций и развитие информационных каналов между властью и обществом в  2019 году возрастет, составив 440 млн 259 тыс. 700 руб. (на 14,3% выше 2018 года).

ПОДДЕРЖКА СМИ

Поддержка региональных и, в первую очередь, районных средств массовой информации, как и предыдущие годы, осуществлялась по двум ключевым направлениям.

Первое: прямая поддержка СМИ субсидиями.

Второе: меры по поддержке системы СМИ Ленинградской области в целом, помощи профессиональному и личностному росту журналистов.

Прямая поддержка СМИ

В 2018 году субсидии в размере 175 625,1 тыс. рублей были предоставлены 51 организации – редакции СМИ Ленинградской области. Были заключены договоры, предусматривающие регулярное размещение информационных материалов по социально значимым темам Ленинградской области. Таким образом, параллельно с материальной поддержкой СМИ решалась другая общественно-значимая задача: доведение до жителей  важной социальной информации, вовлечение их в дискуссию о перспективах развития региона. Итогом этой работы стал выход за год 15 015 материалов.

С 2018 года была введена еще одна форма поддержки СМИ – гранты в форме субсидий на реализацию медиапроектов. С учетом сформированного рейтинга соискателей на получение грантов было принято решение предоставить гранты на реализацию 20 проектов от 17 организаций – редакций СМИ  на общую сумму 25 200,0 тыс. рублей. Не скроем, введение грантовой системы, вызвало поначалу немало дискуссий и даже опасений у СМИ Ленинградской области. И, понимая, что любые реформы нужно проводить, так, чтобы по итогам их реализации стало лучше, а не хуже,  Комитетом принято решение пока что сохранить обе формы поддержки СМИ – как поддержку в форме предоставления субсидий, так и поддержку в виде грантов на реализацию медиапроектов.

Существование двух форм поддержки позволит – одним СМИ – работать по уже привычной им схеме, а другим, ищущим современные подходы – реализоваться в новых для себя направлениях.

Так как аудитория интернет-сообществ с каждым годом растет, Комитетом продолжена работа по расширению присутствия СМИ Ленинградской области в сети Интернет (развитие, продвижение и модернизация сайтов, сообществ в социальных сетях и мессенджерах).

В планах на 2019 год продолжить поддержку СМИ Ленинградской с сохранением двух форм финансирования:
• посредством предоставления субсидий в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством СМИ;
• грантов в форме субсидий в целях финансового обеспечения затрат, возникших в связи с реализацией медиапроектов.

Нам также предстоит реформирование ОАО «Ленинградская областная телекомпания»  из простого медиаактива в поставщика востребованного контента: реформирование сетки вещания, работы редакции, в задачи которой входит не только создание единиц контента, но и его адаптация под различные каналы распространения, усиление позиции СМИ в сети Интернет (агрегаторы, соц.сети, мессенджеры).

Поддержка медиасообщества

Объективные трудности, кризисные явления в работе областных средств массовой информации как сферы профессиональной деятельности и как социального института обусловлены необратимыми изменениями всех элементов современных медиасистем – развитием цифровизации, распространением широкополосного интернета и мобильного доступа на территории Ленинградской области. Традиционные медиа перестали быть монополистами в сфере информации. Чтобы выжить, чтобы отвечать интересам жителей, быть созвучными эпохе – им нужно меняться. Как? Каким образом? За счёт чего? Ответы на эти вопросы Комитет помогал искать нашим традиционным медиа.

Более 25 медиапроектов реализовано в 2018 году с целью повышения профессионального мастерства сотрудников редакций средств массовой информации Ленинградской области и сохранения авторитета профессии журналиста в современных условиях.

В планах на 2019 год – сделать упор на обучающих мероприятиях, причем, все мероприятия мы будем проводить с учетом мнения и пожеланий редакций – по каким направлениям им нужны методическая поддержка, обучение и повышение квалификации специалистов.  

Также планируется обновить формат крупных мероприятий для представителей медиа-сферы Ленинградской области с учетом опыта прошлых лет - привлечь новых экспертов, изменить порядок проведения.

Планируем мы также в 2019 году разработать порядок о присвоении почетного звания  Ленинградкой области «Почетный работник средств массовой информации  Ленинградской области»

ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КНИГОИЗДАНИЯ

Комитет продолжает активную работу по реализации книжных проектов в регионе. Мы ставим целью – поддержать социально значимые издательские проекты, такие, которые реально нужны и интересны людям, которые несут педагогическую нагрузку в работе с молодежью, способствуют сохранению богатейшей истории и культурного наследия нашего региона.

В 2018 году мы впервые приняли участие в Санкт-Петербургском международном книжном салоне. Комитетом совместно с Санкт-Петербургским региональным информационным центром «ТАСС» была представлена презентация Администрации Ленинградской области, а также представлен один из самых интересных проектов, реализованных при финансовой поддержке Комитета – книга, посвященная геральдике Ленинградской области.

В 2018 году при поддержке Комитета было реализовано 6 издательских проектов, традиционно затрагивающих историко-патриотическую и краеведческую тематики. Все наши книжные проекты представлены в свободном доступе в учреждениях Ленинградской области, в том числе в библиотеках и школах.

Комитет продолжает поддерживать сайт «Электронная библиотека Ленинградской области», созданный в 2016 году. На сайте на регулярной основе размещаются электронные версии печатных изданий и книг, реализованных при финансовой поддержке Комитета.

Кроме того, в процессе создания билборда ко Дню учителя, силами Комитета при поддержке Комитета общего и профессионального образования был проведен конкурс детского рисунка и помимо задачи – создать билборд – был сделан и издан в электронном виде – альбом детских рисунков «Мой любимый учитель», имевший хороший резонанс в учительской и родительской среде региона.

В 2019 году бюджет на книгоиздание увеличен, поэтому мы постараемся расширить наши возможности в этом направлении, увеличить число субсидируемых проектов.  В марте 2019 года состоится заседание Экспертного совета, на котором будут рассмотрены заявки на реализацию книжных проектов.

Также мы продолжим поддержку ресурса «Электронная библиотека Ленинградской области» как канала для распространения краеведческой, историко-патриотической, детской, учебной литературы, а также интерактивного канала для работы со школьной аудиторией (проведение конкурсов детского рисунка, детских литературных работ, издание работ школьников в электронном виде).

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО

Теперь о втором крупном блоке работы Комитета: поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций. Их  финансовая и методическая поддержка реализовывалась Комитетом в рамках общей государственной стратегии на развитие социально-ориентированных НКО (СО НКО), привлечение их в качестве исполнителей при оказании населению различных социальных услуг. В частности, речь идет о предоставлении на конкурсной основе субсидий на реализацию социальных проектов и программ, а также предоставлении муниципальным районам трансфертов на поддержку деятельности районных ветеранских организаций. Размер бюджетного финансирования на эти цели составил 58,8 млн рублей, что на 9,4% больше уровня прошлого года.
Средства субсидий в виде грантов распределяются на открытой, конкурсной основе.

В 2018 году было проведено 4 конкурсных отбора СО НКО, в которых приняло участие 113  СО НКО и поддержано 40 социальных проектов (что на 18% больше уровня прошлого года), направленных на решение различных жизненных проблем. Получателями услуг  СО НКО стали около 30 тыс. жителей региона.

Параллельно оказывалась финансовая поддержка ветеранским организациям. В рамках бюджета в 22,1 млн. рублей поддержаны деятельность областной организации ветеранов и 26 районных ветеранских организаций. Охват аудитории составил более 15 тыс. жителей региона.

При поддержке Комитета  СО НКО Ленинградской области активно участвуют в федеральных конкурсах проектов.
Так, в двух конкурсах президентских грантов, проведенных в 2018 году приняли участие 147 организаций, что в 2 раза превышает количество участников аналогичных конкурсов, проведенных в 2017 году. А победителями конкурсов президентских грантов стали 30 региональных СОНКО,  получившие около 47 млн. рублей на проекты, которые были реализованы  на территории области. При этом надо учесть, что инициатив от региональных НКО могло быть и больше, но, согласно новым правилам конкурса, некоммерческим организациям запрещено направлять схожие заявки по нескольким направлениям. Во многом положительная динамика количества соискателей грантовой поддержки областных НКО и победителей на конкурсах президентских грантов связана с системно выстроенной деятельностью Комитета по информационно-методической и консультативной работе в регионе.

Основные задачи на 2019 год в сфере развития СО НКО:
1. Усовершенствовать порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям Ленинградской области.
2. Разработать  порядок определения и поощрения лучшего социального проекта, реализованного на территории Ленинградской области.
3. Продолжить развитие ресурсных центров по поддержке СО НКО на территории Ленинградской области, по оказанию СО НКО информационных, методических и образовательных услуг, включая подготовку к участию в конкурсе по распределению грантов, проводимом Фондом Президентских грантов.
4. Расширить работу с органами местного самоуправления по развитию муниципальных программ поддержки СО НКО, в том числе внедрение мер, стимулирующих создание и реализацию муниципальных программ поддержки СО НКО, в том числе проведение конкурсов муниципальных программ поддержки СО НКО для предоставления дополнительного финансирования из бюджета Ленинградской области на их реализацию.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ГОСПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

Комитет, как государственный орган осуществляет государственную политику в сферах рекламы и социальной рекламы. В 2018 году Комитет организовал создание социальной рекламы более чем по 20 тематическим направлениям.

Для распространения социальной рекламы было задействовано более 1400 сторон рекламных конструкций.
Реализуя государственную политику Ленинградской области в сфере рекламы, Комитет в 2018 году продолжил сбор атрибутивных данных рекламных конструкций и непосредственно сам мониторинг рекламных конструкций, расположенных на территории Ленинградской области с последующей интеграцией в состав «Фонда пространственных данных Ленинградской области» (далее – ФПД ЛО). В составе «Фонда пространственных данных Ленинградкой области» создан интерактивный слой карты рекламных конструкций Ленинградской области. Были разработаны методические рекомендации для ОМСУ по составлению альбомов схем размещения рекламных конструкций на территории муниципальных районов (городского округа) ЛО в рамках процедуры согласования схем размещения рекламных конструкций.

Планы Комитета в сфере контроля за рекламными конструкциями и социальной рекламы на 2019 год:

1. В сфере контроля: 2019 году планируется организовать с использованием «Фонда пространственных данных Ленинградкой области» цифровизацию процесса предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций. В рамках ФПД к концу года органы исполнительной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления смогут дистанционно загружать и согласовывать схемы размещения рекламных конструкций.

2. В сфере социальной рекламы: мы нацелены на использование не только зарекомендовавших себя каналов распространения социальной рекламы (биллборды, плакаты), но и поиск новых, с целью доведения информации до всех категорий граждан. В частности, более активно будем использовать сеть Интернет как важнейшего канала распространения социальной рекламы.

ИНТЕРНЕТ, ОПРОСЫ, МОНИТОРИНГ И ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

Одна из важнейших задач Комитета – поддерживать имеющиеся и создавать новые каналы коммуникации между властью и обществом. Немалая часть работы Комитета – постоянное развитие и поддержка официального интернет-портала Администрации Ленинградской области в сети Интернет (www.lenobl.ru), объединяющего сайты органов исполнительной власти Ленинградской области.

В 2018 году Комитет завершил масштабный процесс ввода модернизированной версии портала – в результате интернет-представительство региона стало гораздо более эффективным и удобным как для внешних, так и для внутренних пользователей. Новый портал получил современный адаптивный дизайн, понятный пользовательский интерфейс. Гибкость и модульность новой платформы позволит эффективнее развивать портал в будущем.   
Комитетом на регулярной основе проводился мониторинг сайтов органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области (46 сайтов ОИВ и 18 сайтов ОМСУ). Это необходимо для того, чтобы жителям региона была доступна актуальная информация от органов власти.

В 2019 году мы будем проводить дополнительную модернизацию официального интернет-портала Администрации Ленинградской области. С учетом предложений органов исполнительной власти будут доработаны ряд важнейших сервисов портала. Также планируется создать версию портала на 4 иностранных языках:  английском, немецком, китайском и финском.

Более системной станет и работа по мониторингу сайтов органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области: мониторинг будем проводить ежеквартально.

В области социологических исследований

Органам государственной власти для политического планирования необходимо получать объективную и достоверную информацию об общественных настроениях, о том, какие проблемы заботят жителей, какова сегодня реальная повестка дня.

В 2018 году были успешно реализованы опросы:

1. По исследованию оценки социально-экономической ситуации и политических предпочтений жителей Ленинградской области;

2. В течение года четырьмя «волнами» проводилось исследование отношения жителей Ленинградской области к институтам власти и общества;

3. Исследование востребованности различных типов и конкретных средств массовой информации Ленинградской области, а также уровня проникновения интернета в повседневную жизнь жителей региона и отношения к нему как источнику информации.

Данная работа будет продолжена в 2019 году, а также, согласно Плану противодействия коррупции в Ленинградской области на 2018-2020 годы, комитету предстоит провести социологический опрос лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории ЛО, и анализ результатов социологического опроса на предмет коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

В сфере мониторинга публикаций в СМИ

Одной из задач в сфере мониторинга публикаций СМИ в 2018 году стоял детальный мониторинг районных СМИ на предмет их наполнения, данная задача была реализована, по итогам была разработана таблица с аналитическим обзором отражения и подачи материалов в СМИ.

Комитет продолжит проведение мониторинга СМИ и социальных сетей как с использованием современных «машинных» средств (поиск и обработка информации с помощью систем мониторинга от разных поставщиков), так и в ручном режиме (при необходимости не только сбора, но и углубленного анализа информации).

В сфере антитеррористической, антинаркотической деятельности, противодействия коррупции, профилактики правонарушений

Комитет подготовил отчет о выполнении в Ленинградской области российского Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в I полугодии 2018 года, систематизировав и проанализировав информацию от территориальных органов федеральных структур, органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления.

Комитет осуществлял свод и анализ информации по нескольким пунктам Плана противодействия коррупции в Ленинградской области на 2018 год. Был подготовлен и разослан в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области отчет по данным опроса общественного мнения населения региона об отношении к проблеме коррупции.

В 2019 году перед Комитетом стоит задача разработки Плана противодействия идеологии терроризма в Ленинградской области на 2019-2023 годы. Комитетом будет продолжена работа по направлениям противодействия коррупции, экстремизму и терроризму, потреблению наркотиков, по обеспечению правопорядка.

Еще одна функция Комитета  -  подготовка  и редактирование текстов обращений, приветствий, телеграмм, поздравительных адресов, соболезнований от имени губернатора Ленинградской области, членов Правительства Ленинградской области. Мы рассматриваем эту задачу в контексте всей работы Комитета, то есть как один из инструментов прямой связи губернатора с жителями – с одной стороны, и как инструмент формирования положительного имиджа региона на федеральном уровне.

Задачей на 2019 год по этому направлению видится дальнейшее его развитие как  инструмента прямой связи губернатора с жителями, с лидерами общественного мнения, инструмента для поощрения лучших рядовых работников и доведения до жителей важной социально-политической информации.

Главный итог прошедшего года – Комитет сумел в непростых условиях, с учётом многих внешних и внутренних факторов, обеспечить не только стабильную работу своих «подопечных» - институтов гражданского общества и СМИ, но и нацелить их деятельность на наш общий результат – на улучшение жизни людей, на обеспечение динамичного развития нашего региона.

Сегодня в Ленинградской области – и институты гражданского общества, и средства массовой информации становятся эффективным «мостом» между властью и обществом, помогают людям решать их насущные проблемы, и, одновременно, помогают власти слышать людей, знать об их трудностях и эти трудности преодолевать.
Это мы считаем главным результатом своей работы. И, конечно, не останавливаемся на достигнутом.

Наша задача на 2019 год – максимально интенсифицировать работу по поддержке институтов гражданского общества, средств массовой информации, помогать власти и жителям области жить и работать в унисон, вместе, ради будущего нашего региона, ради будущего страны. 

Обновлено 25.02.2019