Об исполнении Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы

Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008 – 2012 годы утвержден Президентом Российской Федерации 13 мая 2008 года. Ответственными за исполнение данного плана являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Ленинградской области ответственными за исполнение данного Плана, в соответствии с решением антитеррористической комиссии (№3 от 23 июня 2009 года), являются – ряд комитетов Администрации Ленинградской области, федеральных органов исполнительной власти, а также председатели антитеррористических комиссий муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области.

Направления работы, предусмотренные Планом информационного противодействия терроризму, носят межведомственный характер. Поэтому Ленинградской области План реализуется органами исполнительной власти при содействии ряда консультативных органов, созданных в соответствии с решениями Национального антитеррористического комитета. К ним относятся:

  1. Экспертный совет по информационному противодействию терроризму и экстремизму при антитеррористической комиссии Ленинградской области,
  2. Рабочая группа по информационному противодействию терроризму, экстремизму и предупреждению межнациональных и межконфессиональных противоречий при комитете по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
  3. Рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Ленинградской  области.

В соответствии с рекомендациями Национального антитеррористического комитета, в состав указанных консультативных органов кроме специалистов органов власти входят лидеры религиозных и национальных организаций и представители научной общественности.

В средствах массовой информации Ленинградской области публикаций, содержащих признаки экстремистской и террористической идеологии, в 2012 году зафиксировано не было. Однако в связи с громкими событиями появляются неоднозначные публикации, в которых происшествия бытового криминального характера с участием мигрантов, предвзято освещаются как проявление неприязни по национальному признаку.

О недопущении появления подобных материалов главным редакторам СМИ Ленинградской области регулярно обращается внимание в ходе мероприятий и встреч. В частности, предложен механизм предварительного согласования материалов, в корректности которых редакция сомневается. Спорные материалы могут быть оперативно рассмотрены членами упомянутой выше рабочей группы. По ним принимается решение о публикации или о необходимости внесения изменений.

Актуальной проблемой является появление публикаций на некоторых интернет-сайтах, которые трактуют события исходя из своих политических и иных интересов. Например, в связи с недавними событиями в Кобралово публиковались материалы с такими заголовками:

·        Ленинградская область: драка русских и узбеков. Сайт «Собор Руси Родов Славных» 7 июля 2011 года;
·        В Ленинградской области узбеки угрожают русским молодым людям Сайт «РуПолитика» 8 июля 2011 года;
·        Деревенская драка напугала Россию ИА «РОСБАЛТ» 15 июня 2011 года.

Именно такие публикации получают общественный резонанс и распространяются по Интернету в вольной трактовке, зачастую провоцируя разжигание межнациональной розни. Меры в отношении таких публикаций и владельцев этих сайтов обсуждаются Национальным антитеррористическим комитетом. Пока удовлетворительных решений не найдено.

3. В целях проведения лингвистических экспертиз текстов публикаций, материалов теле- и радиопрограмм, а также учебно-методической литературы на предмет наличия в них элементов пропаганды экстремизма и терроризма подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по созданию государственной системы осуществления экспертизы (органов, учреждений).

Механизм реагирования на неоднозначные публикации в средствах массовой информации Ленинградской области, имеющие признаки разжигания национальной розни, рассматривался на заседаниях названных выше консультативных органов – рабочей группе при комитете по печати и Экспертном совете при антитеррористической комиссии Ленинградской области. Было принято решение о том, что неоднозначные материалы в случае публикации рассматриваются членами рабочей группы и направляются в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и на профессиональную лингвистическую экспертизу в Научно-исследовательский центр по изучению проблем, связанных с проявлениями экстремизма, Санкт-Петербургского государственного университета.

По факту появления публикаций, содержащих признаки экстремистской или террористической идеологии, оперативно планируется и реализуется комплекс информационных контрмер. Например, в ответ на недавний инцидент в Кобралово, в региональных и федеральных средствах массовой информации публиковались материалы, объективно освещающее данное событие, что позволило быстро погасить к нему общественный интерес.

Органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления до населения систематически доводится информация:

  • о правилах поведения при возникновении террористической угрозы и чрезвычайных ситуациях;
  • о необходимости повышения бдительности и своевременного информирования компетентных органов о подозрительных предметах и лицах;
  • о номерах телефонов служб занимающихся противодействием терроризму.

Данная информация:

  • доводится до населения через публикации в средствах массовой информации;
  • тиражируется в виде брошюр-памяток, которые раздаются населению;
  • размещается в виде информационных листков в местах скопления людей – на остановках и уличных стендах;
  • размещается на квитанциях об оплате коммунальных услуг.
  • размещается на сайтах администрации муниципальных образований в специализированных разделах.

Хотелось бы также отметить опыт Всеволожского, Тихвинского муниципальных районов и Сосновоборского городского округа по организации обучающих курсов для лиц, обеспечивающих безопасность в организациях, – руководителей и ответственных за вопросы безопасности хозяйствующих субъектов, а также для руководителей учебных заведений. На этих курсах особое внимание уделяется действиям персонала организации при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Предупредительно-профилактические меры, направленные на повышение общей бдительности населения и его ориентирование на оказание содействия и помощи правоохранительным органам реализуются по фактам обострения террористской угрозы в стране. С помощью средств массовой информации и других указанных выше каналов информации население предупреждалось об опасности экстремистских проявлений в дни государственных праздников, таких как 9 мая и День России, а также в связи с терактом в аэропорту «Домодедово» и 23-го февраля, в связи с совпадением даты Дня защитника Отечества с очередной годовщиной депортации народов Северного Кавказа.

Важным аспектом повышения доверия населения к антитеррористической деятельности правоохранительных органов является освещение учебных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения. Среди наиболее значимых мероприятий, получивших широкое освещение в 2011 году стали:

  • тактико-специальные учения «Метель-2011», проведенные ФСБ во Всеволожске, в ходе которых обезвреживались условные террористы, захватившие школу,
  • ликвидация последствий крупного дорожно-транспортного происшествия, проводившаяся МЧС на границе с Новгородской областью,
  • обезвреживание взрывного устройства и освобождение заложника на Ямбургском таможенном посту, проведенное Управление МВД и другие.

3. Осуществление мониторинга материалов средств массовой информации, а также общественного мнения по проблемам противодействия терроризму.

Комитет по печати и связям с общественностью осуществляет мониторинг, включающие в себя следующие направления.

1. Мониторинг содержания публикаций средств массовой информации Ленинградской области с целью выявления материалов экстремистского характера. Под мониторинг подпадают свыше 50 печатных и электронных СМИ региона, а также интернет-форумов и блогов, где жители Ленинградской области обсуждают общественные проблемы и события. Такой обзор дает возможность выявить очаги общественного недовольства до того, как они становятся причиной протестных проявлений.

2. Комитет организует проведение различных социологических опросов, в ходе которых изучаются социально-политические настроения жителей области, их оценки деятельности органов власти. По ответам на отдельные вопросы можно судить об уровне протестной активности населения и ее причинах. О некоторых результатах этих исследований докладывалось на предыдущих заседаниях антитеррористической комиссии.

3. Для выработки стратегии информационного противодействия терроризму и экстремизму необходимо иметь разносторонний взгляд на общественно-политическую ситуацию в области. В связи с этим, комитет инициировал проведение процедуры обобщения информации, которой располагают различные ведомства. В ходе работы указанных выше консультативных органов, в которые входят представители ряда органов исполнительной власти Ленинградской области и федеральных органов исполнительной власти в Ленинградской области был разработан регламент мониторинга общественно-политической ситуации.

Этот регламент принят на прошедшем 27 июня заседании Экспертного совета по информационному противодействию терроризму и экстремизму при антитеррористической комиссии Ленинградской области. Результаты этого мониторинга будут выражаться в подготовке ежеквартальных сводных отчетов, основанных на информации, предоставляемой различными ведомствами. Выводы мониторинга будут использоваться для подготовки информации Губернатору Ленинградской области и комплексного планирования информационно-пропагандистской работы в области.

4. Включение в образовательные стандарты разделы о равноправии национальных культур и религий, толерантности, профилактике дискриминации и ксенофобии.

С 1 апреля 2011 гг. в 27 школах Ленинградской области реализуется региональный эксперимент по преподаванию образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В связи с тем, что в 25 школах родителями был выбран образовательный модуль «Основы православной культуры», 5 апреля 2011 года между Правительством Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией было заключено соглашение о сотрудничестве. Аналогичное соглашение, о сопровождении Санкт-Петербургской епархией конкретных школ заключил Гатчинский муниципальный район.

Таким образом, можно заключить, что Комплексный план информационного противодействия терроризму в Ленинградской области в целом исполняется. Возникающие вопросы связаны, в первую очередь, с недостатком надежного методического обеспечения. На эту проблему обращают внимание в своих отчетах специалисты органов местного самоуправления. Наполнение информационно-пропагандистских материалов и мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму является очень дискуссионным вопросом. Очевидно, что любая публичная информация о террористической угрозе, в каком бы ключе она не подавалась, неизбежно провоцирует рост тревоги у населения. Пункт 27 Плана предусматривает методическое сопровождение федеральными структурами региональных программ по информационно-пропагандистской работе. Однако со стороны Национального антитеррористического комитета методические рекомендации пока не поступали.

В целях повышения уровня компетентности журналистов Ленинградской области и специалистов, отвечающих за информационное противодействие терроризму в Ленинградской области, комитетом готовится проведение обучающего круглого стола в ноябре 2011. Планируется приглашение специалистов из Национального антитеррористического комитета и специалистов пресс-служб федеральных структур. Обучающие мероприятия и обмен опытом позволит найти эффективные формы разработки и использования информационных материалов.


© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.